ДомойБытовая техникаКлиматическая техникаСхемы водяного отопления в частном доме

Схемы водяного отопления в частном доме

Схемами водяного отопления дома называются проектные решения и принципы построения комплексов обогрева помещений с помощью жидкого теплоносителя – воды. Применение оптимальной схемы систем водяного отопления дома гарантирует качественную работу системы отопления в будущем, снижает расход топлива, дает комфорт в управлении комплексом.

Различают 2 основных группы схем:

  • Схемы общего построения и прокладки трубопроводов;
  • Схемы обвязки отопительных приборов.

Схемы систем водяного отопления дома

Общие схемы систем водяного отопления дома

Различают 4 вида схем общего устройства систем отопления:

  • Однотрубная;
  • Двухтрубная;
  • Коллекторная (лучевая);
  • Комбинированная.

Однотрубная схема водяного отопления

Однотрубная схема водяного отопления дома реализуется через последовательное подключение приборов отопления к одному трубопроводу. Теплоноситель поступает в первый радиатор, проходит через него, отдавая часть тепла, и входит в следующий по порядку радиатор.

Температура каждого последующего радиатора в ряду при реализации этой схемы ниже температуры предыдущего. Поэтому в однотрубной схеме не рекомендуется устанавливать большое количество радиаторов на одну линию – последние устройства будут иметь низкую температуру и работать неэффективно.

Этот недостаток частично нивелируется с внедрением модификации – байпаса (перемычки) у каждого радиатора. Байпас обычно имеет меньший диаметр по сравнению с основным трубопроводом, часть теплоносителя по нему минует отопительный прибор и поступает в следующий радиатор. Это несколько выравнивает среднюю температуру поверхности радиаторов в ряду.

Двухтрубная система отопления

Двухтрубная система отопления считается более совершенной, она состоит из двух независимых трубопроводов – подающего (прямого) и возвратного (обратного). Приборы отопления подключаются к ним по параллельному принципу. Это позволяет практически устранить взаимное влияние радиаторов, температура отопительных приборов (при условии правильной балансировки) равна.

Наиболее распространенная ошибка при балансировке – чрезмерное открытие запорной арматуры на первых в ряду приборах – в этом случае они могут начать работать в режиме байпаса, последние в ряду радиаторы при этом будут испытывать недостаток теплоносителя.

Двухтрубная схема имеет 2 разновидности – тупиковую и попутную (петлю Тихельмана). Ряд исследований доказывают, что попутная схема более оптимальна, имеет лучшие гидравлические характеристики и удобнее в управлении.

Для реализации двухтрубной системы требуется несколько большее количество труб, чем для однотрубной схемы – но этот недостаток легко компенсируется главными достоинствами системы.

Коллекторная (лучевая) схема

Коллекторная (она же лучевая) схема является частным случаем двухтрубной схемы. Отопительные подводки радиаторов здесь подключены к двум коллекторам – прямому и обратному. Схема обладает всеми достоинствами двухтрубного комплекса. Кроме того – имеется новое достоинство – управление всеми радиаторами сосредоточено в одном месте.

Единственным недостатком лучевой схемы считается повышенный расход трубопроводов для сооружения системы отопления.

Комбинированная схема водяного отопления

Комбинированная схема водяного отопления является гибридом основных схем – в ней применяются их отдельные элементы. Например – комплекс может иметь 2 централизованных стояка (двухтрубная схема), к которым подключены однотрубные линии или коллекторные группы (на каждом этаже). Существует масса вариаций на эту тему – применение их позволяет использовать лучшие достоинства классических схем и сэкономить материал для монтажа.

Схемы обвязки отопительных приборов

Важнейшим элементом систем водяного отопления являются схемы обвязки отопительных приборов. От них зависит эффективность работы приборов отопления.

Они бывают следующих видов:

  • Диагональная;
  • Боковая;
  • Нижняя;
  • Верхняя.

Диагональная схема

Диагональная схема реализуется через подачу теплоносителя в верхний коллектор радиатора, остывший теплоноситель выходит из нижнего противоположного отверстия. Эта схема считается самой эффективной и реализует до 100 % теплового потенциала устройства.

Боковое подключение трубопроводов

Вторым по эффективности считается боковое подключение трубопроводов – подача теплоносителя производится в верхнее отверстие, обратка подключается в нижнее, расположенное под ним. Эта обвязка реализует 95 – 97% КПД устройства.

Существуют отдельные конфигурации диагональной и боковой схемы – в них трубы подключены по обратному принципу – подача в низ устройства, выход теплоносителя – из верхнего отверстия. Применение этих схем снижает эффективность нагрева радиаторов на 20 – 30%, с теплотехнической точки зрения они считаются малоэффективными и ошибочными.

Нижняя схема обвязки

Нижняя схема обвязки имеет 2 разновидности – классическую и специализированную. Классическое подключение производится в противоположные нижние торцы отопительного прибора. Специализированное подключение производится к специальным резьбам, которыми оснащаются некоторые типы батарей – патрубки расположены на нижнем срезе радиатора. Присоединение подводок обычно осуществляется с помощью специальных узлов (прямых или угловых), модели узлов разработаны для однотрубной и двухтрубной систем.

Следует отметить, что нижняя обвязка делает приборы склонными к образованию воздушных пробок в верхней части устройства – поэтому батареи рекомендуется в обязательном порядке оснащать воздухоотводчиками.

Верхнее присоединение труб

Верхнее присоединение труб производится в верхние торцы радиаторов. По эффективности этот метод уступает другим. Это обусловлено малым задействованием нижнего сегмента радиатора. Кроме того, при таком присоединении коммуникаций отопительные приборы (нижняя часть) становятся склонными к засорению.

Правильный выбор общей схемы системы водяного отопления дома и эффективных схем обвязки радиаторов – залог качественной работы комплекса обогрева в будущем. Использование оптимальных схем снижает общее потребление топлива, улучшает качество управления и маневренность оборудования.

Присоединяйтесь:

Добавить комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь